studio-didier

Анизотропия реликтового излучения

Открытие анизотропии реликтового излучения, несомненно, следует отнести к пятому из основных экспериментальных тестов современной космологии. Это открытие было сделано менее десяти лет назад.

Анизотропия – это разница температуры реликтового излучения в различных направлениях на небе. Реликтовые фотоны идут к нам со всех направлений небесной сферы. Поэтому адекватный математический аппарат для анализа углового распределения реликтового излучения – разложение по сферическим функциям или по мультипольным гармоникам. Результаты исследований представляются в виде графиков, на которых отложены амплитуды измеренных гармоник в угловом спектре анизотропии реликтового излучения.

Каждый шаг в исследовании реликтового излучения требовал больших усилий экспериментаторов. Однако необходимо отметить, что каждый шаг приводил к важным физическим открытиям и был важным концептуальным выбором в космологии в целом. Открытие реликтового излучения или наблюдение первой мультипольной гармоники – монопольной – подтвердило теорию горячей Вселенной. Сейчас оно является решающим аргументом теории Большого Взрыва в целом.

anizotropiya