Эффект Сюняева-Зельдовича

Анизотропия реликтового излучения может возникать не только на флуктуациях гравитационного поля и не только на поверхности последнего рассеяния. Здесь будет рассказано об эффекте, предсказанном советскими учеными Р.А. Сюняевым и Я.Ю.Зельдовичем, который сейчас получил общее признание как SZ-эффект. Его открытие было первым наблюдением анизотропии реликтового излучения, хотя и образующейся «вблизи» нас (по космологическим меркам).

Пространство между поверхностью последнего рассеяния и нами не пустое. В нем встречаются скопления галактик, а в них находится горячий газ. Этот газ обычно нагрет до температуры 10 кэВ. Реликтовые фотоны, проходя через скопление галактик, могут рассеяться на горячих электронах. Рассеяние изменяет энергию фотонов, что эквивалентно изменению температуры фона.

SZ- эффект был открыт первым среди эффектов, которые создают анизотропию реликтового излучения. Сейчас этот эффект наблюдается на многих скоплениях галактик, с его помощью космологи измеряют параметр Хаббла (привлекая данные рентгеновских наблюдений тех же самых скоплений галактик), параметр плотности и проверяют модели строения скоплений галактик.

effect_zunyaeva

Написать комменатрий

Вы должны войти чтобы добавить свой комментарий.