По материалам http://tiger-asset.com . заказать цветы Майкоп обзоры

«Галилей» спускается в ад

Человечество узнало о Юпитере гораздо больше, когда итальянский ученый Г. Галилей направил первый телескоп на эту планету. Теперь у него есть достойный однофамилец — «Галилей» — первый космический аппарат, созданный для орбитальных исследований Юпитера и посылки зонда в атмосферу планеты. После 3-летней задержки, из-за катастрофы космического корабля «Чеменджер», «Галилей» был запущен НАСА с борта космического «челнока» 18 октября 1989 г. 6-летний путь к Юпитеру был полон приключений. В 1993 г. станция пролетела около Венеры, исследовав эту планету. Дважды «Галилей» возвращался к Земле и получил ценные снимки обратной стороны Луны, в том числе первые снимки неисследованной космическими аппаратами области около южного лунного полюса. Эти сближения позволили станции набрать необходимую скорость для долгожданного перелета к Юпитеру. На этом этапе впервые с близкого расстояния были получены детальные изображения астероидов Гаспры и Иды, зарегистрировано плотное облако межпланетной пыли. Наконец, в декабре 1995 г. «Галилей» был выведен на орбиту вокруг Юпитера. Но, к несчастью, так и не удалось открыть основную антенну для связи с Землей, что сильно уменьшило объем информации, передаваемой через небольшую резервную антенну.
За 150 дней до прибытия к Юпитеру «Галилей» выбросил в космос атмосферный зонд, который взял курс на один из облачных поясов планеты. Материалы, опубликованные в журналах «Сайенс» и «Sky and Telescope», позволяют представить, как происходило это историческое событие — первое вторжение землян на Юпитер.

galiley
Итак, 7 декабря 1995 г. зонд, напоминающий летающую тарелку, вонзился в юпитерианскую атмосферу. Он падал в гигантскую прореху в облачном покрове планеты. Аппарату здорово «повезло», поскольку такие образования занимают лишь 1 % видимой поверхности планеты. «Дыра» величиною с нашу планету выглядела в земные телескопы зловещей темно-голубоватой бездной, пышущей жаром на инфракрасных снимках, полученных Хабблом с околоземной орбиты. Однако «жар» был весьма относительным, поскольку исходил от непрозрачного газового «дна» провала в облаках, где царил по нашим меркам трескучий мороз в -18 градусов по Цельсию.
Из-за мелкой технической неисправности зонд начал промеры параметров атмосферы на 53 с позднее, чем планировалось, — в нижней части самого верхнего слоя облаков из кристаллов аммиака, где давление было лишь в 3 раза меньше, чем на поверхности Земли. За бортом мороз в —140 градусов. Аппарат, медленно снижаясь на парашюте, пронизывает верхний ярус облаков из относительно крупных снежинок аммиака. Антенна зонда улавливает характерный радиотреск далеких грозовых разрядов, пронизывающих тучи в тысячах километрах от аппарата. Быстро теплеет до — 90 градусов Цельсия. Вскоре зонд пересекает второй ярус облаков толщиною в 10 км, состоящий из капелек гидросульфида аммония (NH4SH), и оптика аппарата покрывается весьма дурнопахнущей «росой». Давление уже в полтора раза превосходит земное, и аппарат «выныривает» из облаков. Под ним чистый воздушный океан. Радиошум от молний становится заметно слабее. Но до спокойствия здесь далеко — зонд уносится ветром со скоростью смерча. Скорость воздушного потока почти не меняется с глубиной — 200 м/с! По мере погружения уменьшается различие между небом и «землей» — зонд как бы равномерно освещен со всех сторон. Быстро темнеет, и через 40 мин полета освещенность уменьшается в 100 раз, температура поднимается до +152 градусов, а давление достигает 13 земных атмосфер. Из-за невыносимого жара начинают давать сбои некоторые приборы зонда. Наконец, зонд замолкает навсегда, опустившись на глубину 160 км и достигнув уровня с давлением 22 атмосферы. Падая дальше, посланец Земли был раздавлен, как субмарина в океанской бездне, а его обломки постепенно превратились в капли расплавленного металла.
Однако так и не были обнаружены облака водяного пара, давно предсказанные теоретиками. Необычная сухость атмосферы Юпитера была подтверждена и в ходе других экспериментов. Так, бортовой масс-спектрометр вовсе не смог заметить воду, а зависимость температуры от давления во время спуска соответствует сухой, хорошо перемешанной атмосфере. Данные же радиометра свидетельствуют о том, что воды в атмосфере Юпитера раз в 10 меньше, чем ожидалось, исходя из химического состава Солнца. Поскольку Солнце и Юпитер образовались из единой газопылевой туманности, «недостача» воды, а значит, кислорода, на Юпитере является загадкой. Тем более что содержание основных химических элементов в его атмосфере близко к ожидавшемуся (водорода — 86 %; гелия — 14 %).