Гравитационные линзы

История открытия гравитационных линз и их эффектов очень поучительна. Это одни из тех немногих феноменов в истории астрономии, которыми теоретики могут заслужено гордиться. Идея гравитационной фокусировки была высказана задолго до открытия первой линзы. А. Эйнштейн, Г.А.Тихонов, О.Хвольсон, Ф.Цвикки – вот неполный список ученых, предсказавших это явление еще в начале двадцатого столетия (вскоре после создания общей теории относительности). Ученые оценили вероятность обнаружить явление гравитационной линзы для линзирования на звездах. Эта вероятность оказалась очень мала – она равна вероятности совпадения линзируемого источника света и линзы – звезду внутри кружка с угловым размером в несколько миллисекунд дуги! Если вспомнить, что общая площадь небесной сферы составляет 40 000 квадратных градусов, то легко оценить вероятность случайного совпадения – это число с 18 нулями после запятой. Для того времени эффект оказался не слишком интересным, его открытие «отложили» до лучших времен.

Открыли же гравитационные линзы в 1979 г. Два английских астронома Д. Волш и Р. Карсвелл обнаружили два квазара. Вначале эту пару квазаров пытались объяснить явлением двойного квазара. Это два различных квазара, связанные общим гравитационным полем. Такие объекты во Вселенной не редкость, но подробный анализ показал, что это предположение противоречит наблюдательным фактам. Тогда астрономы вспомнили о явлении гравитационных линз.

gravi_linzi